Что такое ЭИ?Способность различать эмоции (свои и чужие), проживать свои эмоции и выдерживать проживание негативных эмоций другими.
Для чего нужен ЭИ?Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок вырос успешным, уверенным и коммуникабельным! Умел, даже испытывая сильные негативные эмоции и попадая в трудную ситуацию, быстро себя успокоить и прийти в норму. И развить у ребёнка ЭИ могут родители.
«Маша, молодая мама, её сын Саша 3,5 лет не хочет идти в детский сад. Каждое утро Маша надеется, что сможет прийти на работу вовремя и не столкнуться со слезами сына, но сегодня опять в коридоре Саша завёл свою песню - я не хочу идти, я хочу с тобой...»
Здесь сделаем паузу и спросим себя, как я бы отреагировал в этой ситуации?
Рассмотрим основные типы родительских реакций в конфликтных ситуациях с детьми:
- Отвергающие - те, кто не придаёт значения негативным эмоциям своих детей, игнорирует их или обесценивает.
Если бы Маша была такой мамой, она бы сказала сыну:
«Прекрати говорить глупости, нет причин грустить и не ходить в садик, пойдём быстрее я дам тебе конфетку (печеньку, машинку) и т.д.».
- Неодобряющие – те, кто критикует детей за их эмоции, может стыдить за них или даже наказать.
Такая Маша сказала бы «я устала тебя уговаривать, если не прекратишь своё нытьё я тебя отругаю/отшлепаю».
- Невмешивающиеся – те, кто понимает негативные эмоции, но не помогает ребёнку выйти из такого состояния, не показывает пути решения и не устанавливают границы.
Такая мама приняла бы эмоции сына и сопереживала им, но не зная, что с этим делать, стала бы искать компромисс «поиграем 5 минут и пойдём и тд» и это может длится бесконечно.
Как вы поняли — это примеры
не правильного поведения родителей и мне кажется, что здесь есть связь с типом привязанности между родителями и ребёнком.
Рассмотрим родителей способных принять эмоции ребёнка и показать возможные способы решения ситуации.
Эмоциональных воспитателей
(из книги Д.Готтмана) и 5 этапов успешного взаимодействия:
1. Родители понимают какую эмоцию испытывает ребёнок.
2. Родители считают эмоции возможностью для сближения и обучения.
3. Родители сочувственно выслушивают и признают чувства ребёнка.
4. Помогают ребёнку найти слова для обозначения эмоции, которую он испытывает.
5. Вместе с ребёнком изучают стратегии решения проблемы, одновременно устанавливая границы.
Маша могла бы сказать сыну: «Тебе грустно и не хочется расставаться с мамой и идти в сад, я понимаю, я тоже хочу провести весело время с тобой, но сейчас это невозможно, иди ко мне на колени, давай спланируем, чем мы можем заняться после садика вечером, поиграем? Посмотрим мультики? и т.д.»
Как мы реагируем чаще?
Эмоциональный интеллект ребёнка зависит от того на сколько развит эмоциональный интеллект родителей.
В общении с малышами дошкольниками важно принимать все чувства и эмоции своих детей, гнев двухлетки может выглядеть смешно и вызывать улыбку, но вспомните себя в гневе и ваш близкий на ваш гнев улыбается.
Приятного мало, правда?
В возрасте 5 лет начинается период проживания страхов, не обесценивайте эти чувства, темнота действительно может вызывать сильный страх ещё и при хорошем воображении!
Разделите эти чувства, помогите справиться, с помощью сказки, рисунка.
Важно помнить, что любые эмоции нормальны, но вот выражение этих эмоций требует границ и наша задача научить ребёнка проявлять свои сильные негативные эмоции таким образом, чтобы не нарушать установленные правила поведения. При этом не запрещая ребёнку его чувства:
«не злись» - запрет на чувства.
«Не кричи, скажи, когда успокоишься» - границы поведения.Эмоциональное воспитание, эмоциональная привязанность в отношениях с ребёнком не отменяет дисциплины и проявления чувств родителями.
Если вы злитесь на ребёнка из-за какого-то поступка, то поделитесь своими эмоциями именно о его поступке, а не о нем самом.
С одной стороны это многим известно и понятно, но находясь в эмоциях мы часто на автомате выдаём фразы, которые мало говорят про наши эмоции, а больше про недовольство и карательные меры. Многие слышали их в детстве и сейчас повторяют.
Сама не исключение и мне требовалось усилие воли, чтобы сначала сформулировать Я-сообщение и потом произнести:
«Я сейчас очень злюсь, потому что произошла такая ситуация, объясни мне...»«Я расстроена таким поведение…твоим поступком»«Мне обидно слышать такие слова и кажется, что это не справедливо, потому что…»Именно когда вы делитесь своими чувствами и объясняете причину вы помогаете ребёнку увидеть причинно-следственные связи эмоций и его поведения, и сохраняете, и создаёте уважительное общение.